Взгляд из провинции: как попасть туристу в горы Адыгеи (ФОТО)

Автор: Роман Ефимов

Но не летят туда сегодня самолёты, и не едут даже поезда…

Фото: Роман Ефимов

Помните популярную песню 90-х про мальчика, который очень хотел попасть в Тамбов, но никак не мог из-за отсутствия транспорта? Недавно я испытал на себе «судьбу» этого мальчика.

Ко мне приехали гости, сразу девять человек. Это люди из разных уголков России и даже из-за рубежа. Они никогда не были в Адыгее и не видели красоту здешней природы. На правах хозяина я решил организовать им экскурсию по главным природным достопримечательностям. Мне хотелось показать наши пещеры, дольмены, водопады и, конечно же, горы. Естественно такое количество людей в мой легковой автомобиль не помещалось. И тут я с сожалением узнал о том, как сложно бывает добраться до природных богатств Адыгеи. Мне пришлось искать водителя с собственным микроавтобусом, который бы смог отвезти нас в частном порядке.  Через несколько часов такой человек был найден. Но следующим утром, когда мы уже были готовы к поездке, этот человек позвонил и сказал, что нашёл более выгодную работу и уже везёт другую группу туристов на море. Мне же пришлось краснеть перед гостями и искать нового водителя. Эта неприятная ситуация заставила меня задуматься над вопросом перевозки туристов. 

Давайте условно разделим территорию Адыгеи на два кластера: Предгорный и Горный.

К предгорному отнесём наиболее популярные туристические места, такие как:   

Хаджохская теснина

Фото: Роман Ефимов

Водопады Руфабго

Ущелье Мешоко

Добраться туда можно на пригородных автобусах, которые отправляются от автостанции Майкопа и следуют в посёлок Каменномостский, станицу Даховскую или посёлок Гузерипль.

До недавнего времени существовал ещё один способ - электричка. Она ходила два раза в день по маршруту Майкоп - поселок Каменномостский. К сожалению, два года назад её отменили из-за низкой рентабельности. Действительно, в будние дни на электричке ездило мало людей, поскольку её скорость была слишком низкая, а время отправления и прибытия было не очень удобным. Но зато в выходные электричкой активно пользовались туристы. Школьники и студенты большими группами отправлялись в предгорья республики на экскурсии. Любители активного отдыха могли легко перевозить свой спортивный инвентарь.

Фото из открытых источников (группа ВЕЛО-Майкоп, социальная сеть "В Контакте")

Отмена электрички вызвала большой резонанс как среди жителей посёлков, так и среди туристов. Вот, что пишут люди на форумах по этому поводу:

- Да, согласны, рентабельность низкая. Но есть на то причины. Первая – многие пассажиры платят мимо кассы, т.е. кондуктору в электричке дают меньшую сумму за проезд, не требуя билета. Вторая причина - расписание. Непонятно мышление того, кто утвердил такой режим движения электропоезда –  утром и вечером он идет вникуда. А если б люди могли попасть в город к 8:00 и вечером после 18:00 вернуться домой – наплыв был бы колоссальный. Так самый прикол в том, что после 17:00 нет ни одного автобуса в сторону гор.

Теперь о последствиях. Господа, вы когда-нибудь ездили на автобусах по маршруту Майкоп-Хаджох, Даховская? Уверены, что нет.  Мы каждый день наблюдаем «убитые» и убогие ЛаЗы и ПаЗы, грязные внутри и снаружи, набитые битком жителями названных поселков. Электричка в Хаджох придавала некий шарм этому району. Поездка неспешная. Группы туристов с рюкзаками спокойно могли расположиться в вагоне, не беспокоя бабушек с котомками. Как теперь туристы, настоящие туристы, будут следовать к красотам республики? Представляем, в вонючем, выпущенном в 60-е года автобусе, будут проклинать начало путешествия, - taisman.

А теперь давайте рассмотрим горный кластер. Здесь находятся главная природная достопримечательность - Плато Лаго-Наки. Оно известно своими альпийскими лугами, карстовыми пещерами, горными озёрами, и невероятно чистым воздухом. 

Фото: Роман Ефимов

В настоящее время попасть сюда можно тремя способами:

На собственном автомобиле.  Каждые выходные в сторону гор устремляются сотни машин. Люди едут насладиться природой не только из Адыгеи, но и из соседних регионов. В зимний период в окрестностях плато собирается множество желающих покататься на лыжах, сноубордах и просто на санках. 

Фото: Роман Ефимов

Из-за большого наплыва туристов обочины дороги превращаются в стихийную парковку. 

Фото: Роман Ефимов

Нанимать частного перевозчика. Здесь тоже есть свои минусы. Это не дёшево, это не надёжно и не совсем законно.

Обратиться в турфирму. Этот вариант ещё дороже чем предыдущий. К тому же нужно записаться заранее на определённое число и в определённую группу.

А что же делать тем, у кого нет автомобиля и нет лишних денег на услуги туристических фирм? Я лично знаком с людьми, которые родились и выросли в Адыгее, но они не могут насладиться её природой именно из-за того, что просто не могут до неё добраться.

Изучая проблему транспорта, я решил обратиться к мировой практике и посмотреть решение в других странах. Для примера выбрал одно из самых знаменитых мест - национальный парк Йосемити. В нём есть огромные гранитные скалы, водопады, горные реки и рощи секвой. Для удобства там создана целая сеть бесплатных автобусных маршрутов, которые перевозят отдыхающих между основными природными достопримечательностями. 

Фото из открытых источников

Мне даже удалось получить комментарий от человека, который побывал там лично:

- В Йосемити очень красиво, местами прям на наши Лагонаки похоже. И просто шикарная организация. Мы шли к водопадам по очень крутой извилистой дороге. Тропинкой её назвать язык не поворачивается, потому что она асфальтированная, хотя шириной местами не больше метра. На особо опасных участках стоят довольно высокие бетонные заграждения. Очень много семей с детьми в колясках или с близкими в инвалидных колясках. Все благополучно добираются до водопадов - медленнее или быстрее.

Несколько огромных парковок, некоторые в виде кемпингов для "домов на колесах", потому что люди приезжают и с ночёвкой, и на неделю даже. От парковок ходит шатл (бесплатный автобус) к нескольким значимым точкам.

Очень хочется, чтоб и наши природные богатства могли увидеть как можно больше людей. С сохранением этой самой природы и с удобством для людей. А уж организовать доставку людей к самим Лагонакам - вообще не проблема. Был бы спрос, - Лина А.

Я считаю, что в Адыгее природа не хуже и нам необходимо сделать что-то подобное. Пусть у нас это будет не шатл, а простая «Газель». Пусть ходить она будет только по выходным и праздникам, а проезд будет платный.  Но у людей должна быть возможность добраться к природе. Урбанисты пишут, что в случае с общественным транспортом предложение рождает спрос, а не наоборот. А спрос есть даже сейчас.

Опрос проводился автором публикации в социальных сетях, в одной из популярных майкопских групп 

К сожалению, никакого развития массового туризма быть не может, пока люди не имеют возможности массово попасть в туристические зоны.  

Также читайте на нашем сайте: Взглядизпровинции: в Адыгее погибает «жемчужина» туризма (ФОТО)

Отзывы и комментарии

Написать отзыв
Написать комментарий

Оставьте конструктивный, обоснованный и информативный текст, касающийся качества работы компании, на примере личного опыта.

Не допускается: использование ненормативной лексики, угроз или оскорблений; непосредственное сравнение с другими конкурирующими компаниями; размещение ссылок на сторонние интернет-ресурсы; реклама и самореклама, заявления, связанные с деятельностью компании.

Введите email:
Ваш e-mail не будет показываться на сайте
или Авторизуйтесь , для написания отзыва
Отзыв:
Загрузить фото:
Выбрать