В Майкопе установили имена летчиков, погибших в годы ВОВ (ФОТО)

Фото: ПО «Кубанский плацдарм»

В декабре 2017 года в районе станицы Ханской поисковой группой «Кубанский плацдарм» было обследовано место падения в годы ВОВ военного самолета. В ходе проведенных поисково-исследовательских мероприятий удалось идентифицировать тип погибшего самолета, а также точные данные о членах его экипажа.

С инициативой о восстановлении исторической справедливости и возвращении из небытия имен героев обратился к активистам Общероссийского народного фронта в Республике Адыгея ветеран Великой Отечественной войны, участник обороны Кавказа Валентин Жуков. В своем выступлении перед участниками итоговой конференции ОНФ в РА он отметил:

- Наши потомки должны сохранить и защитить память о героях той страшной войны. Должны гордиться ими. Необходимо, чтобы на обелиске безымянному экипажу Пе-2, погибшему в октябре 1942 года в небе над станицей Ханской, появились имена летчиков.

Фото: Алексей Гусев

Предложение ветерана получило одобрение и поддержку. Для реализации проекта была сформирована рабочая группа, в состав которой вошел Герой России, член штаба регионального отделения ОНФ в РА Эдуард Цеев.  

ПОЧТИ ДЕТЕКТИВНАЯ ИСТОРИЯ

Еще в 80-х годах прошлого столетия начался сбор сведений о трагических событиях тех далеких военных лет. Местные краеведы во главе с Валентиной Непомилуевой, основываясь на рассказах очевидцев, установили, что 5 или 6 октября, а по некоторым данным 24 октября 1942 года, в небе над станицей завязался воздушный бой советского самолета с двумя «мессерами». Наши летчики сбили один из вражеских истребителей. Однако и сами тоже получили повреждение. Горящий самолет врезался в землю на окраине Ханской. После падения произошел взрыв и возник пожар. Пламя полыхало несколько дней. Все это время в огне рвались боеприпасы. Место трагедии было оцеплено немцами. Потом, когда пожар закончился и оцепление было снято, на месте аварии станичники нашли бескозырку, фрагменты тел в тельняшках, другие останки. Местным жителям удалось сохранить летный шлем, планшет одного из летчиков, фотографии, принадлежащие кому-то из членов экипажа, удостоверение на имя Якова Бунакова. Останки героев сельчане тайком от немцев похоронили неподалеку от места падения самолета.

Фото:ПО «Кубанский плацдарм»

Первая большая экспедиция на месте падения была проведена в 1987 году. Наряду с местными жителями в ней участвовали военнослужащие Майкопского военного аэродрома и курсанты Армавирского военного летного училища. Поисковикам удалось обнаружить фрагменты фюзеляжа, обломки моторов и погнутая 20-мм пушка ШВАК с заводским номером ЧЕ 318. При помощи военных летчиков самолет был идентифицирован как советский пикирующий бомбардировщик Пе-2.

Фото:ПО «Кубанский плацдарм»

В течение 23 лет местные краеведы пытались установить имена членов погибшего экипажа Пе-2. На многочисленные запросы в различные архивы ответ был один: ни авиация Черноморского флота, ни 5-я воздушная армия не теряли Пе-2 в эти дни в районе Ханской. В 2010 году на месте гибели бомбардировщика был сооружен скромный монумент безымянным летчикам-героям.

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВЕДЛИВОСТЬ ВОССТАНОВЛЕНА

Для участия в новых поисково-исследовательских мероприятиях были приглашены специалисты Краснодарской краевой поисковой организации "Кубанский плацдарм", которая много лет занимается подъемом самолетов, сбитых вражеским огнем в воздушных боях на Кубани в 1942-43 гг.

В результате тщательного обследования места падения самолетас использованием металлоискателей были найдены дополнительные свидетельства катастрофы – извлечен фрагмент блока двигателя размером с ладонь, на котором оказался выбит заводской номер мотора М-105 № 22-82.

Фото:ПО «Кубанский плацдарм»

Сразу же было установлено, что такой номер принадлежал самолету Пе-3бис № 40312, произведенному на заводе № 39 НКАП СССР и 04.09.1942 г. И зачисленному в состав 27 ОРАЭ ВВС ЧФ.

В соответствии с Актом расследования летных боевых потерь в частях ВВС ЧФ значится:

04.10.1942 года не вернулся с боевого задания по разведке войск противника на ростовском направлении экипаж 27 ОРАЭ в составе пилот сержант Снеговский, воздушный стрелок бомбардир лейтенант Сабодаш. Самолет Пе-3бис № 40312, моторы М-105 № 117-22 и 22-82.

В соответствии с Журналом боевых действий ВВС ЧФ за 04.10.1942 года значится: вылетевший в 13:10 Пе-3бис № 40312 27 ОРАЭ не возвратился с сектора № 16 825 ростовского направления. Запросил все аэродромы о его посадке. Летчик Снеговский, штурман Сабодаш.

Фото:ПО «Кубанский плацдарм»

Сержант Снеговский Михаил Фадеевич, пилот 27 ОРАЭ, 1920 г.р., уроженец г. Ульяновск, кандидат ВКП(б) с 1942 г., русский, из рабочих, в РКВМФ с 1940 г., наград не имеет, холост, мать — Снеговская Мария Лаврентьевна, проживала по адресу: г. Ульяновск, ул. Набережная, д. 37.

Лейтенант Сабодаш Борис Александрович, воздушный стрелок бомбардир 2 АЭ 40 АП 1919 г.р., уроженец г. Каменец-Подольск, член КСМ с 1938 г., украинец, из служащих, в РКВМФ с 1940 г., наград не имеет, холост, мать — Кахановская Евдокия Станиславовна, проживала по адресу: г. Красноводск, пос. Киилсу, д. 104.

- Есть информация, что это не единственный подбитый в этом районе советский самолет. Поэтому поисково-исследовательские мероприятия на этом не заканчиваются. Еще предстоит работа с базой архивных документов и восстановление хронологии событий тех давних лет. Мы должны довести начатый проект до конца и увековечить память погибших летчиков, - прокомментировал для Go01.ru член штаба регионального отделения ОНФ в РА Эдуард Цеев.

- Узнать имя противника, с кем велся воздушный бой, – практически невозможно. Но в нашей истории этот факт установлен.Согласно Журнала боевых действий 15(Kroat)/JG 52 в период с 14:00 по 15:00 (по берлинскому времени) на "свободную охоту" с аэродрома Майкоп вылетели хорватские пилоты лейтенант Цвитан Галич и лейтинант Юре Ласта. В 14:40 (13:40 по московскому времени) Галич завил о сбитом им советском самолете Пе-2 в районе Атанская (вероятно Ханская). Как видим, противник тоже ошибся в классификации боевой машины. Сбитый Пе-3бис стал 25-м самолетом на счету Цвитана Галича. Спустя полтора года после описываемых событий, 6 апреля 1944 года, Галич погиб на земле в кабине своего самолета на аэродроме Залусаны (Югославия) от попадания авиабомбы, сброшенной с американского истребителя Спитфайр.

Фото:ПО «Кубанский плацдарм»

На фото хорватский пилот лейтенант Цвитан Галич

За гибель своих боевых товарищей под Ханской Юре Ласта отомстил известным советский летчик, пилот 246 истребительного авиаполка сержант Виктор Яковлевич Кобелякский. Он на своем ЛаГГ-3 сбил борт Юре Ласта 28 октября 1942 года в бою над станцией Комсомольской (п.Молодежный) Белореченского района. «Мессершмит-109» хорватского пилота упал в районе между станицей Пшехской и хутором Фаддевским, к югу от Ханской. К сожалению, и сам Виктор Кобелякский 14 декабря того же года пал смертью храбрых в воздушном бою под Туапсе, - рассказал для Go01.ru историк-краевед Александр Данильченко.

Фото с сайта "Территории поиска"

На фото останки самолета Юре Ласта

На фото К.Кобелякский, сбивший самолет Юре Ласта

Отработанный в станице Ханской самолет стал 281 на счету поисковой организации «Кубанский плацдарм».

Также читайте на нашем сайте: 28 ноября - начала работу Тегеранская конференция глав правительств СССР, США и Великобритании.

Отзывы и комментарии

Написать отзыв
Написать комментарий

Отзыв - это мнение или оценка людей, которые хотят передать опыт или впечатления другим пользователями нашего сайта с обязательной аргументацией оставленного отзыва.
 
Ваш отзыв поможет многим принять правильное решение

. Пожалуйста, используйте форму отзывов для оценок и рецензий, для вопросов и обсуждений - используйте форму комментариев, а не отзывов

Не допускается: использование ненормативной лексики, угроз или оскорблений; непосредственное сравнение с другими конкурирующими компаниями; безосновательные заявления, оскорбляющие деятельность компании и/или ее услуги; размещение ссылок на сторонние интернет-ресурсы; реклама и самореклама.

Введите email:
Ваш e-mail не будет показываться на сайте
или Авторизуйтесь , для написания отзыва
Отзыв:
Загрузить фото:
Выбрать

Комментарии предназначены для общения, обсуждения и выяснения интересующих вопросов. Для оценок и рецензии используйте форму отзывов