Системе по сбору отработанных батареек не хватает контейнеров и рекламы.

В конце 2014 года белорусский Совмин принял постановление № 1124, согласно которому крупные торговые объекты должны принимать отходы электронного электрического оборудования (ЭЭО) и упаковку от населения. Напомним: батарейки заберет любой магазин, площадь которого более 100 квадратных метров. Энергосберегающие лампы можно сдать в непродовольственном магазине площадью 400 «квадратов» и более. В объектах торговли от 500 квадратных метров и более примут крупную электротехнику. Как на самом деле реализуется постановление?

Контейнер — на 9,5 тысячи человек

— Принятая правительством практика сбора отходов ЭЭО в торговых организациях довольно распространена и считается относительно прогрессивной, — отметил главный специалист государственного учреждения «Оператор вторичных материальных ресурсов» Сергей Юрча. — Однако собирать отходы потенциально должны 5300 магазинов, а на деле этим занимаются только 1262 объекта торговли. В среднем на 9,5 тысячи человек приходится всего один контейнер для сбора батареек. Понятно, что этого недостаточно.

Тем не менее, по сравнению с прошлым годом, объемы собранного «мусора» увеличились — за первый квартал бытовой техники собрали на 50% больше; лампочек, содержащих ртуть, — на 30% больше. В этом году «Оператор вторичных материальных ресурсов» собирается потратить на улучшение системы сбора отходов 6,6 миллиарда рублей. Большая часть средств пойдет на приобретение и размещение в магазинах контейнеров. Деньги будут вложены и в совершенствование системы переработки и транспортировки отходов электронного электрического оборудования. Выделят средства на вывоз собранных батареек за границу — как известно, пока в Беларуси нет предприятия по их переработке.

Незамеченная «урна»

Сотрудник Центра экологических решений Анатолий Калач отметил — системе по сбору отходов ЭЭО не хватает информационной поддержки. Рядом с контейнерами нет стендов для объявлений, которые бы объясняли, зачем здесь находится этот «ящик». Иногда доходит до того, что сами сотрудники магазинов не знают о существовании контейнера. Последние бывают разных конструкций и цвета, и это дезориентирует людей. Если контейнеры находятся на полу, посетители путают их с обычными мусорками и бросают туда чеки и другой мусор.

Сотрудник компании «БелВТИ», занимающейся сбором отходов от населения, Игорь Горбачев подтвердил: активность людей сильно зависит от информирования. Для кампании самой эффективной рекламой стало размещение информации об услугах на обратной стороне «жировки».

— В самом постановлении прописано, что население нужно информировать, но это требование не выполняется, — констатировал Сергей Юрча. — Контейнер в магазине часто остается незамеченным.

«Оператор вторичных материальных ресурсов» будет активно помогать в информировании населения, тем более уже начал реализовываться республиканский проект «Цель-99», направленный поощрять людей к раздельному сбору отходов.

Екатерина Радюк.